Рецензия
Вот уж всецело верно был подобран слоган к сему кинофильму: «The Most Amazing Story Ever Filmed!», в моём переводе звучащий: «Самая удивительная истории когда-либо снятая!».
Зрительским удивлениям нет конца и края!
Для начала следует выдать сюжетные рамки повествования, куда приведёт нас вместе с героями картины кино, дабы Вы поняли все эти «удивления». Группа космонавтов совершает научный полёт к Луне на ракете Х-М, по пути встретятся опасные метеоритные потоки, случайно они собьются с пути и окажутся на Марсе, где их ждёт откровение по поводу былой архаичной цивилизации и её обитателей!
Вообще перечисленное захватывает однозначно, только если чуть приложить толику логики, эффект осмысления фабулы и нюансов выводит безудержный смех, куда пуще, чем от любой комедии. Конечно, я безгранично люблю классику фантастического кино, всегда делаю скидку на былую пору и декорации, но здесь режиссёр Курт Нойманн переплюнул все мои ожидания, как давнего зрителя! Давайте разберёмся поподробнее с указанными сегментами главной сюжетной линии, упомянутыми чуть выше.
Пятеро космонавтов отправляются в космос на ракете, при этом все они без скафандров, а во вполне обыденной одежде из рубашек, брюк и так далее. И, конечно, самое главное — показателя невесомости совершенно нет, о подобном факторе даже никто не упоминает вовсе. Ужас (для той поры кинофантастики всецело характерен, даже в ряде иных опусов) в космических просторах представляют метеоритные сгустки, чрез кои ракете Х-М надлежит варьировать свой путь, чтоб не врезаться в пролетающий камень. Только на удивление никто из космонавтов не ведёт управление на кнопочной панели, а просто предоставлен воли случая, как говориться, пан или пропал. А про тот факт, что метеориты издают свистящие пугающие звуки, вообще умолчу, списав на давность лет, ибо видимо тогда учёные не знали, что космос одна сплошная тишь. Далее ракета, спроектированная на путь лишь до Луны, оказывается близкой к… планете Марс! Вот подобный сюжетный ход абсолютно невозможно отнести на незнание людей пятидесятых, думаю, в катастрофическую разницу длин от Земли до Луны и Марса посвящён был абсолютно любой человек, гораздо задолго до рождения сценаристов кино. После будет вообще самый ошеломляющий эффект, наверное, во всей истории более-менее развитого кинематографа — космонавты высаживаются на поверхность Марса, которая представляет из себя огромную ядерную пустыню с мрачными скалами, при этом даже не взирая на законы притяжения и иных атмосферных неточностей, режиссёр демонстрирует наших героев… во всё тех же рубашках, брюках и куртках! И тут ни одного скафандра зритель не найдёт, а только малые противогазы на нижней части лиц!
Однако, спустя подобные «сюжетные заковырки» и разворачивается самая интересная часть истории, где будут найдёны остатки цивилизации планеты Марс, тем самым, приводя посыл мудрым предостережением от создателей кинокартины уже к нам зрителям и будущим поколениям о проблеме, коя актуальна и по сей день, не только в пятидесятые. За это невозможно не отдать дань уважения Курту Нойманну (он помимо режиссерского кресла занимал и сценарную нишу в соавторстве), что его творение не только развлекает, но и выстраивает вполне логические опасения на счёт развития атомного оружия у человечества, выказывая на незавидный коллапс у марсиан. Только не следует считать, что кульминация ввергнута в сплошное назидание, тут вполне будут достойные своих лет сцены действия при побеге от вымирающей ущербной расы обитателей Марса, скатившейся от атомной науки в пещерный век с подобным кровожадным каменным оружием и хищническими нравами к пришельцам с Земли.
Ещё надлежит похвалить послевкусие финала, состоящее из предсмертного назидательного обращения наших героев к землянам, чтобы передать самое важно открытие в своём полёте.
В итоге Курт Нойманн сконструировал наивную (отчего просмотр нашим современникам выдаётся забавным) при этом поучительную историю, устремлённую в даль лет, когда наконец-то настанет эпоха космических открытий, но, не только углубляясь в футуризм, а демонстрируя и актуальные для своих лет и для наших вопросы о развитии мощного оружия, не предвещающего ничего положительного. Посему от большой любви к старым новаторским творениям былой эпохи, за их наивную умиляющую прелесть и отличный наставительный стержень, не могу не восхвалить сей фильм — классика на все времена, даже благодаря основной проблематики.
PS: В кино замечен ещё молодой актёр Ллойд Бриджес, коего постигла та же участь, что и не менее известного комика Лесли Нильсена, кои только после выхода на рубеж предпенсионного возраста получили славу комедиантов, а ранее играли — играли достойно — в малозаметных, но серьёзных кинолентах.
10 из 10
-----------------------------------------------------------
Космическая экспедиция в составе доктора Ральфа Флеминга, доктора Карла Экстрема, доктора Лизы Ван Хорн, астронавта Гарри Чемберлена, инженера Уилльяма Корригана и капитана Флойда Грэма, направлявшаяся для исследования Луны, в открытом космосе начинает испытывать проблемы с функционированием корабля и недостатком топлива. Космическому кораблю приходится совершить аварийную посадку на Марсе. Неожиданно на красной планете они обнаруживают признаки бывшего присутствия высокоразвитой цивилизации. Ученые делают предположение, что подавляющая часть населения планеты была уничтожена в результате атомной войны. Вскоре астронавты обнаруживают оставшихся в живых марсиан. Но к чему приведет их контакт?…
Название ракеты происходит от словосочетания «Expedition: Moon». Когда Джордж Пал объявил о съемках своей космической оперы «Цель назначения-Луна» (1950), эта картина уже была в производстве и вышла на экраны кинотеатров на три недели раньше фильма Пала, чем очень гордились создатели этого картины. Фильм так и доставлялся в кинотеатры с заметкой «Это не «Цель назначения-Луна». Это первый фильм в истории кино, показывающий атомный взрыв (на Марсе) и опасность, которую он может в себе таить. В семидесятых годах прошлого века права на фильм выкупил бизнесмен Уэйд Уилльямс, который переснял некоторые эпизоды в современной манере и сделал новые спецэффекты, после чего заменил ими оригинальные фрагменты. Но в 90-х годах картину пытались отреставрировать, вернув ей первоначальный вид, и заменили на старые почти все эпизоды предприимчивого бизнесмена, но, тем не менее, оригинального варианта картины сейчас не существует. Первоначальным вариантом названия картины было «Не вернувшиеся обратно», но Курт Ньюманн изменил его, так как он раскрывал развязку картины. Бюджет фильма составил 94 тысячи долларов. Оценка 2, 5 балла.
------------------------------------------------------------
Фильм в жанре "Плана 9 из открытого космоса", но более "серьезный"; не развлекательный фильм про летающие тарелочки, а производственная драма про астронавтов. Поначалу из-за серьезности и пафоса все ужасно скучно: вот показана пресс-конференция, первый полет человека в космос (фильм 1950-го г.), и сразу на луну, вот последние приготовления к полету, вот они лезут в люк, пережидают ускорение на специальных нарах, проверяют приборы и так далее. В составе экипажа четверо мужчин и одна девушка.
Потом все так же серьезно, но из-за многочисленных нелепостей становится смешно, хотя не как в "Плане 9", конечно. Но прямо реальная ржака, да. Из-за какой-то непредвиденной ошибки в расчетах они вместо Луны случайно летят куда-то с инфинитной скоростью. По пути мимо корабля проносятся метеориты с таким свистом, что их слышно внутри, а цифры, дословно, "жужжат" в голове прекрасной помощницы капитана "как осы" (все расчеты делаются вручную, компьютеров еще не изобрели). Штурман говорит: "Этого не может быть!" Капитан спрашивает: "Что?!" Штурман говорит: "Похоже, мы имеем импульс перед нами в пятьдесят тысяч миль!" Капитан догадывается, что летят они на самом деле на Марс. Гравитация действует выборочно: в какой-то момент из-за потери тяготения многие предметы в корабле начинают плавать в пространстве, а экипаж бегает по каюте и ловит их. То есть, вдумайтесь: невесомость на экипаж не действует. Затем, при посадке требуется резко повернуть корабль на 90°. При этом повороте законы гравитации побеждают, и ужасное тяготение все-таки нагибает всех членов экипажа, однако почему-то в разные стороны. "Насколько я вижу, местность пригодна для посадки!" — докладывает капитан.
Но вот все сложности преодолены, и корабль приземляется на Красную Планету. Туповатый техасец, непонятно как затесавшийся в экипаж, хочет надеть скафандр, но капитан говорит ему: "Не хочется тебя расстраивать, Билл, но здесь у нас есть атмосфера: нам не понадобятся спецкостюмы!" Поэтому они надевают кислородные маски и кепки для защиты от палящего марсианского солнца (
http://galspace.spb.ru/index41.html) и выходят на поверхность (в обычной одежде). Выясняется, что там когда-то была могущественная цивилизация, которая, судя по счетчику Гейгера, уничтожила себя атомным взрывом. Капитан при этом говорит, выступая в качестве резонера: "Вот это урок для всего мира: один взрыв — и тысячелетней цивилизации не стало..."
Кислород в масках все не кончается, и отважные астронавты решаются переночевать на поверхности планеты. Ночью они видят марсиан, которые находятся на уровне развития каменного века, и бросаются в погоню, полагаясь на свои ружья и револьверы. В общем, Билла марсиане забросали камнями, а капитана убили каменным топориком. Оставшиеся трое астронавтов летят на землю, но из-за очередной ошибки в расчетах разбиваются при посадке. Прекрасная помощница капитана до этого перестает быть ученой грымзой и влюбляется в человека с внешностью хорька, а он, соответственно, в нее. Руководители полета на земле говорят, что полет был произведен не зря, что это первый шаг в космос и так далее. Комедия, по пути на минуту превратившись в мелодраму, снова стала пафосной производственной трагедией.
Смешно становится только тогда, когда на экране бред. Когда на экране серьезные вещи, типа любви или гражданского, а то и общечеловеческого пафоса, смотреть становится невозможно, скулы сводит. В "Плане 9" не заморачивались относительно там науки или чувств, там строго инопланетяне и мертвецы, чистый экшн, как мы тут шутя называем этот жанр, и поэтому тот фильм такой прекрасный. Но и тут в некоторых местах отлично, на уровне, особенно когда мутировавшие марсиане забрасывают героев камнями или техасец Билли ловит свою губную гармошку.
Фильм лучше всего рассматривать вместе с другим фильмом на ту же тему, вышедшим по заказу гостелерадио США или аналогичной структуры на три недели позже, и относящимся, в отличие от "Ракеты X-M", к категории A. Создатели "Ракеты" не тратились на рекламу, потому что зрителю весь год говорили о важности полетов в космос и о том, что скоро об этом выйдет фильм. Кажется, тут имеет место даже какой-то плагиат, вплоть до деталей: в обоих фильмах, например, экипаж состоит из четверых мужчин, один из которых — туповатый техасец, играющий на губной гармонике. Одна и та же шутка о том, что на Луне нет ничего того, чего нет в Техасе (это американская какая-то пословица, что ли?). Наконец, один и тот же, что поразительно, открывающий кадр (сравните открывающий кадр рецензий к этому фильму и к тому). Родство этих фильмов еще и в том, что декорации от обоих были одновременно использованы в фильме "Полет на Марс", снятый годом позже. Это все создавало истинную вторую реальность, то есть, представьте себе: зритель смотрит фильм "Полет на Марс" и говорит себе: "Ага, этот корабль я видел в "Ракете X-M". Ого, а вот эти скафандры точно такие же, как в "Место направления — Луна". Круто! Я знаю, как выглядит Космос".
Подробное объяснение того, почему этот фильм можно считать веселым говном, а фильм "Место назначения — Луна" — унылым говном, см. в статье. Для меня этот фильм если и плох, то не потому, что он объективно плох, а потому, что он пытается показаться хорошим.
(06.11.2010)